Язык и мышление
Язык и мышление - два неразрывно связанных вида общественной деятельности,
отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. "Мышление
- высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное,
опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов
и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях,
теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический
опыт человечества" ("Философский энциклопедический словарь",
1983). Процессы мышления проявляются в трех основных видах, выступающих в сложном
взаимодействии, - практически-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом.
"Орудием мышления является язык, а также др. системы знаков (как абстрактных,
например, математических, так и конкретно-образных, например, язык искусства)"
(там же). Язык - это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность,
обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами
общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет
психическую, идеальную природу, между тем как язык - это явление по своей первичной
природе физическое, материальное.
Выяснение степени и конкретного характера связи между Я. и м. составляет одну
из центральных проблем теоретического языкознания и философии языка с самого начала
их развития. В решении этой проблемы обнаруживаются глубокие расхождения - от
прямого отождествления Я. и м. (Ф. Э. Д. Шлейермахер, И. Г. Гаман) или их чрезмерного
сближения с преувеличением роли языка (В. фон Гумбольдт, Л. Леви-Брюль, бихевиоризм,
неогумбольдтианство, неопозитивизм) до отрицания непосредственной связи между
ними (Ф. Э. Бенеке) или, чаше, игнорирования мышления в методике лингвистического
исследования (лингвистический формализм, дескриптивизм).
Диалектич. материализм рассматривает взаимоотношение Я. и м. как диалектическое
единство. Язык является непосредственной материальной опорой мышления только
в его словесно-логическом виде. Как процесс общения между членами общества языковая
деятельность лишь в незначительной части случаев (например, при мышлении вслух
в расчете на восприятие слушателей) совпадает с процессом мышления, обычно же,
когда язык выступает именно как "непосредственная действительность мысли"
(К. Маркс), выражается, как правило, уже сформированная мысль (в т. ч. и как
результат практически-действенного или наглядно-образного мышления).
Словесно-логический вид мышления обеспечивается двумя специфическими особенностями
языка: естественно не мотивированным, условным характером исторически установившейся
связи слов как знаковых единиц с обозначаемыми сущностями и членением речевого
потока на относительно ограниченные по объему, формально размежеванные и внутренне
организованные отрезки - предложения. Слова, в отличие от наглядных психических
образов предметов и явлений, не обнаруживают, за исключением звукоподражаний,
никаких сходств с естественными, чувственно воспринимаемыми особенностями обозначаемых
объектов, что позволяет создавать на основе слов и ассоциировать с ними не только
обобщенные представления о предметах, но и понятия любой степени обобщенности
и абстрактности. Предложения, исторически восходящие к элементарным высказываниям,
обусловили выделение в потоке мышления отдельных относительно отграниченных
друг от друга единиц, условно подводимых в логике и психологии под различные
виды суждений и умозаключений. Однако прямого соответствия между единицами мышления
и соотносительными с ними единицами языка нет: в одном и том же языке одна мысль
или ее компоненты - понятия и представления - могут быть оформлены разными предложениями,
словами или словосочетаниями, а одни и те же слова могут быть использованы для
оформления разных понятий и представлений. Кроме того, служебные, указательные
и т. п. слова вообще не могут обозначать понятий или представлений, а, например,
побудительные, вопросительные, и подобные предложения рассчитаны только на
выражение волеизъявлений и субъективного отношения говорящих к к.-л. фактам.
Многовековой процесс оформления и выражения мыслей посредством языка обусловил
развитие в грамматическом строе языков ряда формальных категорий, частично соотносительных
с некоторыми общими категориями мышления, например, подлежащее, сказуемое, дополнение
и определение приближенно соответствуют смысловым категориям субъекта, предиката
(в разных их пониманиях), объекта и атрибута; формальные категории имени существительного,
глагола, прилагательного, числительного и грамматические категории числа приближенно
соответствуют смысловым категориям предмета или явления, процесса (в т. ч. действия
или состояния), качества и количества; формальные категории союзов, предлогов, падежей
и грамматических времен приближенно соответствуют смысловым категориям связи, отношения,
времени и т. д. Категории, имеющие свое основание в одних и тех же свойствах
действительности, формировались в мышлении и языке неодинаково: общие категории
мышления - прямой результат развития самого мышления, а формальные категории
языка - результат не контролируемого мышлением длительного процесса стихийного обобщения
языковых форм, использовавшихся для образования и выражения мыслей. Вместе с
тем в грамматическом строе языков развиваются обязательные для определенных частей речи
и конструкций предложения формальные категории, не имеющие никакого соответствия
категориям мышления или соответствующие к.-л. факультативным его категориям.
Напр., категории грамматического рода, определенности/неопределенности, вида глагола
возникают в результате обусловленного системным характером языка распространения
на все слова определенной части речи формальных признаков, свойственных в истории
языка лишь отдельным словам и не всегда актуальных для мышления. Другие категории, как,
напр., категория модальности, отражают субъективное отношение говорящего к содержанию
высказывания, третьи, как, напр., категория лица, обозначают типичные условия
устного языкового общения и характеризуют язык не со стороны его мыслительной,
а со стороны коммуникативной функции, Грамматическая семантика таких категорий (рода,
вида и т. п.) говорящими не осознается и в конкретное содержание мысли практически
не включается. Если между семантикой грамматической категории и требующим выражения
конкретным содержанием оформляемой мысли возникает противоречие (напр., при
несоответствии грамматического подлежащего субъекту мысли), в языке изыскиваются
другие средства для адекватной передачи соответствующего компонента содержания (напр., интонация).
Поэтому свойственные различным языкам семантические особенности грамматических категорий
никогда не вносят существенных межъязыковых различий в содержание оформляемых
при их помощи мыслей об одних и тех же объективных сущностях.
В ходе ист. развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался
неизменным. На начальных этапах развития общества язык, развивавшийся в первую
очередь как средство общения, вместе с тем включался в процессы мышления, дополняя
два первоначальных его вида - практически-действенный и наглядно-образный -
новым, качественно высшим видом словесно-логического мышления и тем самым активно
стимулируя развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие
языка на мышление и на саму интенсивность языкового общения, значительно увеличило
возможности языка как средства оформления мысли. В целом же по мере исторического развития
мышления во всех его видах постепенно усиливается его воздействие на язык, сказывающееся
главным образом в расширении значений слов, в количеств, росте лексического и фразеологического
состава языка, отражающем обогащение понятийного аппарата мышления, и в уточнении
и дифференциации синтаксических средств выражения смысловых отношений.