Политическая "терапия" посредством геноцида: антисемитские концептуальные 
  лозунги в книге гитлера "майн кампф" - Научные исследования и инновации в Хабаровском крае
[4]
На главнуюКарта сайтаНаписать письмо
СтатьиОбщее языкознание > Политическая "терапия" посредством геноцида: антисемитские концептуальные лозунги в книге гитлера "майн кампф"

Политическая "терапия" посредством геноцида: антисемитские концептуальные лозунги в книге гитлера "майн кампф"

1. Введение Сейчас, когда "опровержение холокоста" снова стало предметом политических споров, особенно в форме заявлений о том, что Гитлер ничего о нём не знал, т.к., по мнению таких ревизионистских историков, как Дэвид Ирвинг, не существует никаких письменных документов автора [Lipstadt 1995, Evans 2001, Guttenplan 2001, Ingram 2006], обращение к его образам может показаться странным. Конечно, метафоры Гитлера известны своей жестокостью и исключительным расизмом - но в какое сравнение они идут с его реальными акциями геноцида? Кроме того, более 40 лет назад Алан Буллок утверждал, что метафоры эти были не новы, а лишь являлись "отражением антисемитских изданий и памфлетов, которые он читал в Вене до 1914 года" [Bullock 1962: 39]. Однако если они были такими избитыми и клишированными, почему так много людей подверглось убеждению? Этот вопрос мы и будем исследовать, взяв за основу предположение, разработанное в когнитивной семантике о том, что метафора не является лишь фигурой для украшения речи, а, обладая способностью концептуализации, может создавать общественную "реальность". Идеологическая функция и пропагандистский эффект образов, использовавшихся Гитлером и другими нацистами в соответствующих текстах, не раз подвергались анализу как усилиями историков и исследователей общественного дискурса [Hilberg 2003, vol.1: 2-19; Fest 1974: 292-304, Jäckel 1981: 57-59, 89-91; Burrin 1994: 27-28, 31-36; Friedländer 1998: 87-88; Kershaw 1999: 244], так и усилиями лингвистов [Burke 1939; Klemperer 1946; Sternberger, Storz and Süskind 1986; Steiner 1979: 136-151; Seidel, Seidel-Slotty 1961; Ehlich 1989; Schmitz-Berning 1998; Polenz 1999: 541-554; Rash 2005]. Детально изученные примеры сложились в следующие метафорические образы: "пробуждение" Германии под властью нацистов, предположительный "очищающий" эффект "кровавой бани" войны и болезнетворный паразитический статус евреев, славян, цыган и других народов, не принадлежащих к арийской расе. Теоретической парадигмой таких исследований стало представление о метафоре исключительно как о фигуре речи, основанной на имплицитном переносе значения, что противоречит современным представлениям о метафоре как особой форме коммуникации [Lakoff, Johnson 1980; Johnson 1981; Musolff 2005]. Хотя главная цель такого подхода (критика демагогического использования образов) видится безупречной в моральном плане, мы можем задать вопрос о том, помогает ли традиционный подход выявлять наиболее существенные аспекты политической метафоры. Когнитивный подход к изучению метафоры, развивавшийся на протяжении трёх десятилетий [Lakoff, Johnson 1980; Kövecses 2002; Fauconnier, Turner 2002], показал, что было бы ошибкой считать метафору признаком лишь для высокохудожественной речи, поскольку в действительности метафоры важны и частотны в любом дискурсе. Методы когнитивного анализа метафоры сосредотачивают внимание не столько на стилистической, сколько на концептуальной роли метафоры. Задача такого анализа - показать, как различные сферы знания и опыта ("domains") смешиваются и понятия одной сферы трактуются в понятиях другой. Метафорический перенос из сферы-источника ("source domain") в сферу-мишень ("target domain") формирует наше представление о мире с точки зрения того, как мы категоризируем собственный опыт в общественной практике. В метафорической аргументации концепты сферы-источника без труда дают возможность сделать предположительный вывод о концептах сферы-мишени. Они функционируют как часть сценария [Mussolf 2004, 2005], который обеспечивает внутреннюю логичность и обоснованность переноса значения. Настоящее исследование призвано свидетельствовать о том, что метафоры, использованные Гитлером для описания своего мировоззрения и в особенности своих антисемитских взглядов, были не просто украшением речи, а сформировали концептуальную систему, послужившую оправданием и образцом для каждого серьёзного последователя, и требующую претворения в жизнь путём осуществления программы холокоста.

Информационные партнеры

Тихоокеанский государственный университетМинистерство образования и науки Хабаровского краяХабаровский краевой центр новых информационных технологий ТОГУХабаровская краевая образовательная информационная сетьРегиональная база информационных ресурсов для сферы образованияХабаровский краевой образовательный портал «Пайдейя»Хабаровский краевой центр информационных технологий и телекоммуникацийInternational Conference on Nuclear Theory in the Supercomputing EraПортал Хабаровска - Реклама в Хабаровске Первая социальная сеть дачников
Создание сайта в Seogram
Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU