Театральность политического дискурса - Научные исследования и инновации в Хабаровском крае
[4]
На главнуюКарта сайтаНаписать письмо
СтатьиОбщее языкознание > Театральность политического дискурса

Театральность политического дискурса

Театральность политического дискурса связана с тем, что одна из сторон коммуникации - народ - выполняет в ней преимущественно роль не прямого адресата, а адресата-наблюдателя, который воспринимает политические события как некое разыгрываемое для него действо. Понятие адресата-наблюдателя близко к понятию косвенного адресата в типологии Г. Г. Почепцова, однако, существенное различие заключается в том, что косвенному адресату сообщение обычно не предназначается (Почепцов 1986), тогда как наличие адресата-наблюдателя не просто осознается субъектом и прямым адресатом, но самым непосредственным образом влияет на его коммуникативную интенцию, выбор стратегии и речевого поведения. Политики, общаясь друг с другом и журналистами, постоянно помнят о "зрительской аудитории" и намеренно или непроизвольно лицедействуют, "работают на публику", стараются произвести впечатление и "сорвать аплодисменты". Социологи отмечают, что массы участвуют в политике в основном созерцательно, выступая в роли наблюдателя, получающего информацию об этой коммуникации через средства массовой информации. "Они легко переключают телепрограммы, наблюдая попеременно то парламентские дебаты, то коммерческие сериалы, то конкурсы и викторины. Поэтому граждане не склонны относиться к политике и ее персонажам слишком серьезно. Политика для них - не более чем разновидность социальной игры, подобная футболу или лотерее, находящаяся в одном ряду с другими развлечениями, доступными массовому потребителю. Такое отношение к власти становится превалирующим" (Захаров 1998: 32). О театральности политического дискурса говорят в том смысле, в каком метафора театра применяется к реальной жизни вообще ("Весь мир театр"), т.е. процесс коммуникации можно описывать и объяснять, пользуясь категориями театра. Разработанный К. Берком драматургический подход к коммуникации позволяет рассматривать политику как символическое взаимодействие в социальном контексте; оно происходит на сцене, осуществляется агентами/актерами, которые преследуют определенные цели, и включает совершение действий с использованием различных коммуникативных средств [Burke 1966]. К. Берк считает, что вся человеческая коммуникация может быть рассмотрена сквозь призму четырех базовых мотивов: иерархия, вина, принесение в жертву и спасение (избавление). С их помощью, в частности, можно описывать развитие политических процессов: иерархия воплощает социальный порядок, отклонение от существующего порядка рождает ощущение вины, от которого избавляются, находя козла отпущения, воплощающего социальное зло, и принося его в жертву, т. е. устраняя "плохого" политика - грехи искуплены, зло побеждено, происходит переоценка ценностей и устанавливается новый порядок. В качестве примера драматургического подхода Дж. Комбс рассматривает политическую кампанию как ритуальную драму, поставленную в строгом соответствии с четкими политическими правилами и сценариями. Ритуальность придает ей определенную предсказуемость и удерживает в цивилизованных рамках. Кандидат и его команда должны в обязательном порядке разыграть определенные сцены и выразить определенные идеи, которых ждут внимающие им аудитории. Президентская предвыборная кампания в США представляет собой длительный процесс, протекающий по определенному канону, проходящий определенные фазы, которые можно уподобить эпизодам в спектакле[Combs 1981: 53]. Метафора театра - это один из наиболее распространенных фреймов интерпретации политики. В словаре политических метафор А. Н. Баранова и Ю. Н. Караулова представлены следующие метафорические репрезентации: комедия - съезд, аттракцион - выступление в дискуссии, канатоходец - Горбачев, клоун - Ельцин, зритель - Запад, статисты - депутаты, спектакль - выборы, съезд, театр абсурда - заседание Совмина, и др. [Баранов, Караулов 1991: 81-87]. В дополнение к этому списку приведем примеры из публикаций, связанных с одним из недавних политических скандалов: Обсуждение бюджета в Государственной Думе походило на хорошо срежиссированное театральное представление, в котором зрителя держат в напряжении до последней минуты. Неожиданно, как это бывает в психологических триллерах, на сцене появился главный герой. Что может быть увлекательнее парламент-шоу? Что за механизмы двигают декорации и что нашептывает участникам действа из-за кулис невидимый режиссер? Все фигуранты спектакля - и парламентские лидеры, и руководители правительства - весь день провели там. Рыжий для битья, такое едва ли не цирковое амплуа. Наиболее распространенные метафорические кластеры позволяют представить параллели между политической и театральной коммуникацией в следующей таблице:

Информационные партнеры

Тихоокеанский государственный университетМинистерство образования и науки Хабаровского краяХабаровский краевой центр новых информационных технологий ТОГУХабаровская краевая образовательная информационная сетьРегиональная база информационных ресурсов для сферы образованияХабаровский краевой образовательный портал «Пайдейя»Хабаровский краевой центр информационных технологий и телекоммуникацийInternational Conference on Nuclear Theory in the Supercomputing EraПортал Хабаровска - Реклама в Хабаровске Первая социальная сеть дачников
Создание сайта в Seogram
Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU