Культурологический аспект курса "древние языки и культуры" в системе 
  современного гуманитарного образования в российской федерации - Научные исследования и инновации в Хабаровском крае
[4]
На главнуюКарта сайтаНаписать письмо
СтатьиОбщее языкознание > Культурологический аспект курса "древние языки и культуры" в системе современного гуманитарного образования в российской федерации

Культурологический аспект курса "древние языки и культуры" в системе современного гуманитарного образования в российской федерации

В учебных планах всех гуманитарных вузов нашей страны имеется обязательный курс «Древние языки и культуры». Содержание этого курса варьируется в зависимости от профиля конкретного вуза. В настоящем сообщении рассматривается содержание и возможности реализации культурологического аспекта данного курса в институтах и на факультетах иностранных (западноевропейских) языков, в которых более правильно называть его «Латинский язык и античная культура». (Относительно других аспектов курса см. 1). При этом, поскольку количество часов, отводимых на этот курс, мягко выражаясь, явно недостаточно (а в ряде вузов, если смотреть правде в глаза, сведено до катастрофически недостаточного), de facto этот курс, как известно каждому преподавателю, и называют просто «Латинский язык», и изучают, прежде всего, именно как языковую дисциплину. Культурологическая же составляющая курса, в основном, инкорпорируется в сам процесс изучения языка, поскольку специально на курс античной культуры можно выделить не более трех-четырех лекций. В этих лекциях необходимо дать беглый очерк основных, эпохальных событий в истории и культуре древней Греции и Рима, уделив особое внимание их связям с прошлым и настоящим европейской и мировой культуры. В дальнейшем, при чтении текстов и даже отдельных фраз, содержащих познавательную информацию по мифологии, истории и культуре античного мира, в сочетании с соответствующими комментариями к ним, углубляются и расширяются сведения, лишь бегло намеченные в лекциях, подчас обозначенные лишь упоминанием о важном событии или знаменитом имени. Таким образом, экстралингвистическая, в нашем случае - культурологическая информация выносится в комментарии: исторические, мифологические, реально-бытовые. Итак, какой минимум необходимо включить в лекции по античной культуре? Представляется наиболее естественным начать с Троянской войны и поэм Гомера, упоминание о которых постоянно встречается в текстах, что даст возможность, если позволит время, постепенно рассказать о раскопках Шлимана, затем Эванса, приведших к открытию догомеровской Крито-микенской культуры, сказать хотя бы несколько слов о знаменитом «Лабиринте» - Кносском дворце на Крите (2). Главным историческим событием древней Греции, мимо которого никак нельзя пройти, были Греко-персидские войны, результатом победы в которых явился небывалый подъем, апогей культурного развития Греции в V - IV вв. до н. э., период, который носит название «Классическая Греция». Важнейшие сражения в этих войнах невидимыми нитями связывают древнюю Грецию и наш современный мир. Кто не знает, что такое «Марафонский бег»? Но далеко не все знают, почему он так называется, почему он был включен в программу Олимпийских игр при их восстановлении в 1896 г., какова точно длина марафонской дистанции. Рассказ о том, что Марафон - это небольшое поселение, расположенное в 42 км. и 195 м. от Афин, при котором греки одержали первую и самую важную сухопутную победу над персами в 492 г. до н. э., и что лучший бегун Греции, пробежав после битвы от Марафона до Афин, чтобы как можно скорее принести весть о победе, свалился замертво (не потому, что бегал хуже современных спортсменов, а потому, что накануне «сбегал» через горный перевал за подкреплением, а потом принял участие в битве) и что именно в честь этого человека, по имени Филиппид, учреждено соревнование «Марафонский бег», оживляет и приближает к нам события далекой истории (3). Несомненно надо знать и о битве при Фермопилах (вспомним фильм «300 спартанцев»), и о последовавшей за ней морской победе при о. Саламин. С этой битвой античная традиция связывает имена трех знаменитых греческих трагиков: Эсхил участвовал в сражении при Саламине; Софокл, которому тогда было 16 лет, был в хоре юношей, прославлявших победителей, а Еврипид, как считали, родился в год этой битвы (хотя родился он на 4 года раньше, в 484 г., но очень сильно было желание современников, уже тогда понимавших величие этих имен, связать их воедино!). Последующие события: Пелопоннесская война, возвышение Македонии, походы Александра Великого, образование эллинистических государств как результат распада его империи (студенты должны понимать, что скрывается за понятием «эпоха эллинизма»); наконец, завоевание Греции Римом придется из-за недостатка времени лишь бегло упомянуть, порекомендовав студентам соответствующую литературу (2). В частности, необходимые сведения студенты могут почерпнуть из специальных словарей, составленных для этих целей кафедрой классической филологии МГЛУ (4,5). Культурологический аспект курса, касающийся Рима и тесно связанный с латинским языком, требует, естественно, более подробного рассмотрения. Чтобы хотя бы в общих чертах понять, каким образом маленькое, поначалу ничем не выделявшееся, поселение на Тибре превратилось со временем в огромную средиземноморскую державу, а язык его жителей, пережив падение этой державы, дожил до наших дней, оказавшись самым «живым» из всех мертвых языков, надо знать основные вехи истории древнего Рима. Во вступительной лекции надо рассказать о главных событиях, создать необходимый каркас, контурную конструкцию, которая в дальнейшем, при чтении текстов, будет обрастать необходимыми подробностями, деталями, уточнениями. Итак, контуры: основание Рима в 754 или 753 г. до н. э.; царский период истории Рима. При этом, хотя мы и называем этот период «царским», переводя слово rex, как «царь», надо объяснить, что такой перевод не отражает точного значения слова, т. к. власть «рекса» не передавалась по наследству и не была абсолютной: решающее слово принадлежало народному собранию и его высшему органу - совету старейшин. Членами народного собрания были только патриции - родовая знать, т. е. те, у которых отцами - patres - (или предками) были коренные жители Рима; только они составляли populus Romanus в древнейший период истории Рима; второй частью общества были плебеи - люди, которые могли владеть землей, служили в римской армии, но не имели политических прав (не участвовали в народном собрании) и не могли вступать в брак с дочерьми патрициев. (Относительно происхождения плебеев существуют разные теории, но большинство ученых придерживается того мнения, что это были жители покоренных римлянами еще в царский период и принятых в Рим соседних народов. Этимологию этого слова выводят от архаического глагола pleo, - , - , ere 2 «наполнять»). (См. A. Walde, 6). Реформы предпоследнего римского царя, Сервия Туллия (578-534), значительно улучшили положение плебеев, но, тем не менее, не уравняли их в правах с патрициями. Следующий важный этап: изгнание последнего римского царя, Тарквиния Гордого в 510 или 509 г. После этого в Риме устанавливается республика (res publica!). Объясняем студентам точное значение сочетания этих двух слов; оно означало, что все дела по организации своей жизни populus Romanus берет теперь на себя. «Res publica - res populi» говорил Цицерон, и эти его слова приводятся в учебнике. Студентам, таким образом, становится понятным происхождение слова «республика», вошедшего во все европейские языки. Высшими должностными лицами в республике становятся теперь два консула, избираемые из патрициев и сменявшиеся ежегодно. Обращаем внимание студентов на то, что это слово вошло в новые языки, в том числе и в русский с изменившимся значением. После изгнания царей почти два века римской истории прошли под знаком борьбы плебеев с патрициями. В конце концов плебеи, которые составляли большинство населения, добились уравнения в правах с патрициями. Они теперь стали равноправными членами Народного собрания и получили доступ к государственным должностям. Это привело к усилению военного могущества римлян и позволило им к началу III в. до н. э. завершить завоевание Италии, что превратило Рим в крупнейшее государство Западного Средиземноморья. Следующим очень важным, эпохальным событием в истории Рима были Пунические войны, войны с Карфагеном - могущественным североафриканским государством, господствовавшим в восточной части Средиземного моря. Три Пунические войны (во 2-й из которых главнокомандующим в войске карфагенян был знаменитый Ганнибал), продолжались в общей сложности (с интервалами) около 120 лет. Их значение для дальнейшей истории Рима так же велико, как для Греции значение Греко-персидских войн. Многочисленные фразы и тексты, связанные с событиями и участниками этих войн, постоянно встречаются в учебнике. Поэтому студенты должны обязательно знать даты каждой из этих войн, ее цели и результаты. Первая Пуническая война (264-241) велась за обладание Сицилией; ее результатом был выход Рима за пределы Италии - образование внеиталийских провинций: Сицилии, а затем также Корсики и Сардинии. Вторая война (218-201) велась за владычество в Испании; третья (149-146) привела к полному уничтожению Карфагена. В дальнейшем, при чтении соответствующих текстов, можно будет более подробно поговорить об отдельных эпизодах и лицах, связанных с этими войнами. (В частности, знаменитое Ceterum censeo…”). Следует далее отметить, что завоевания римлян продолжались и в периоды между Пуническими войнами и после их окончания. Важнейшим из них с точки зрения культурного обогащения Рима было завоевание Греции, завершившееся в год окончания 3-й Пунической войны.

Информационные партнеры

Тихоокеанский государственный университетМинистерство образования и науки Хабаровского краяХабаровский краевой центр новых информационных технологий ТОГУХабаровская краевая образовательная информационная сетьРегиональная база информационных ресурсов для сферы образованияХабаровский краевой образовательный портал «Пайдейя»Хабаровский краевой центр информационных технологий и телекоммуникацийInternational Conference on Nuclear Theory in the Supercomputing EraПортал Хабаровска - Реклама в Хабаровске Первая социальная сеть дачников
Создание сайта в Seogram
Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU