ЦЕРКОВНАЯ ЛЕКСИКА В МАЛОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА - Научные исследования и инновации в Хабаровском крае
[4]
На главнуюКарта сайтаНаписать письмо
СтатьиРусский язык > ЦЕРКОВНАЯ ЛЕКСИКА В МАЛОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЦЕРКОВНАЯ ЛЕКСИКА В МАЛОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одной из групп лексики, описываемой в Малом академическом словаре русского языка (далее - МАСе), является лексика церковная. Прежде всего заметим, что это одна из самых малочисленных групп, насчитывающая всего 87 единиц. Среди них 50 слов (в совокупности всех значений) и 37 отдельных значений слов. А именно: акафист, аналой, анафема1, буффонада2, венчик3, восприемник/ица, епитимья, епитрахиль, жертвенник2, заупокойный, канон3,4, канонизировать3, катавасия1, каяться3, клирошанин, клирошанка, кропило, кропильница, купель, мясопуст, миро, набедренник, наместница1, новопреставленный, облатка3, отпеть3, отходная, панагия, паникадило, песнопение1, плащаница, помазание, помазанник/ница, помазаться2, поминальный (устар., церк.), поминание1 (устар., церк.), поминание2, поминать2, поминовение, послушание2, постриг, пострижение, постричь2/ся2, поучение (лит., церк.), пресвитер2, приобщить3/ся2, приход3, приходский, прихожанка, причастие22,3, причастить2/ся2, причастник2, причастница (устар., церк.), причащение (устар., церк.), причт, причтовый, расстрига (церк., презр.), расстричь1, расстричься, ризница, ризничий, розговение, священный1, служебник, соборование, соборовать/ся, сорокоуст, сретение2, стихарь, страстотерпец, тропарь, треба2, триодь, триптих2, успение1, час6, часослов, экзархат (ист., церк.), явленный (устар., церк.). Отметим также, что 79 единиц (как слов в целом, так и отдельных значений) в словаре не имеют никаких других помет, кроме пометы (церк.), и 8 единиц содержат при себе не только помету (церк.). Это такие лексемы, как: поминальный (устар., церк.), поминание; (устар., церк.), поучение3 (лит., церк.), причастница (устар., церк.), причащение (устар., церк.), расстрига (церк., презр.), экзархат (ист., церк.), явленный (устар., церк.). Если учесть, что в МАСе описано более 90 000 слов, большая часть которых многозначна, то становится очевидным, что церковная лексика составляет ничтожно малую часть массива словаря - менее 0,1%. Однако даже при беглом и не очень внимательном взгляде на приведенный список возникают вопросы - вся ли церковная лексика зафиксирована словарем и не "скрывается" ли она за другими пометами? Нет ли в словаре других способов описания церковной лексики? Что касается последнего вопроса, то проведенный анализ показал наличие в словаре специальных ремарок, то ли предваряющих толкование некоторых лексем, то ли входящих в него: "В православной церкви", "В церковном обряде" и т.п. Так, например, лексема экзарх не имеет при себе пометы (церк.), но толкуется в словаре следующим образом: "ЭКЗАРХ - В православной церкви- глава отдельной церковной области или самостоятельной церкви" [1, с. 747]. В то же время лексема экзархат (обозначающая "область, на которую распространяется управление экзарха") помечена как (ист., церк.) [Там же]. Поскольку описание одной лексемы (экзархат) непосредственно следует за описанием другой (экзарх), то непоследовательность авторов-составителей словаря становится особенно очевидной. Ограничившись одной иллюстрацией такого рода непоследовательности в описании церковной лексики (в словаре примеров тому много), перейдем к ответу на другой вопрос - не "скрывается" ли церковная лексика в словаре за другими пометами? Для примера возьмем лишь одну из таких помет, а именно помету (устар.):. "Устар., т.е. устарелое слово или значение, указывает на то, что слово (или его значение) употребляется в современном языке крайне редко и воспринимается как архаизм" [1, с. 10]. Во-первых, отметим, что много сомнений вызывает характеристика лексики, имеющей при себе обе интересующие нас пометы, - (церк., устар.) - всего 5 единиц: поминальный, поминание2 причастница, причащение, явленный. Об этом мы уже писали в статье "Помета "устарелое" во 2-м издании Малого академического словаря русского языка" [2]: "Например: причастница (женск. к причастник) - устар., церк. В то же время причастник в 1-м значении (участник чего-либо) - устар., а во 2-м (тот, кто готовится к обряду причастия или подвергается этому обряду) - церк. Причащение (действие по знач. глагола причастить) - устар., церк. Причастить в 1-м значении (приобщить к чему-либо) - устар., во 2-м значении (совершить обряд причастия над кем-либо) - церк. Нам представляется, что лексемы причастница и причащение, так же, как и причастник, причастить, неоднозначны и в каждом из своих значений должны иметь соответствующие характеристики (например: причастница1 - устар., причастница2 -церк.; причащение1 - устар., причащение2 - церк.)" [Там же, с. 15-16]. Кроме того, часто лексемы, отнесенные в словаре к разряду устаревших, воспринимаются не как устаревшие, а как церковные. Так, например, слова благовест (колокольный звон, извещающий о церковной службе), благовестить (действие по сущ. благовест), богоотступник (человек, отказавшийся от веры в бога), божница (полка или киот с иконами), богомолье (паломничество), благословиться (получить благословение; помолиться перед началом какого-либо дела, перекреститься), вероотступник/ца (человек, отрекшийся от своей веры, религии), вероотступничество и подобные вряд ли являются устаревшими для людей верующих. Интересно то, что и "Словарь русского языка" С.И. Ожегова (СО), отказавшийся от использования пометы (церк.), конфессиональную, религиозную лексику очень часто описывает как устаревшую. Мы уже высказывали предположение о том, что причину этому, скорее всего, нужно искать в идеологии [3]. Такого же мнения придерживается и И.В. Резниченко, которая в своем диссертационном исследовании "Стилистический узус русского языка и его отражение в лексикографии" пишет: "Иногда в ТСУ и в СО помета (устар.) как бы служит для выражения социального отношения к явлению, а не для стилистической характеристики слов. В СО, например, это касается конфессиональной лексики, маркировавнной в ТСУ пометой (церк.): богобоязненный, богохульствовать, за упокой и др. Употребление такой лексики действительно изменилось, но в количественном аспекте: число верующих резко сократилось, устарела, так сказать, социальная роль церкви в связи с отделением ее от государства. Более точная лексикографическая трактовка подобных слов, а именно со стилистических, а не собственно идеологических позиций, заключается здесь в устранении пометы" [4, с. 5]. И хотя И.Л. Резниченко не касается в своем исследовании Малого академического словаря русского языка (МАСа), вывод о подмене стилистической характеристики конфессиональной (церковной, религиозной) лексики идеологической оценкой явлений, обозначаемых этой лексикой, можно, без сомнения, распространить и на MAC. Правда, мы пока не готовы поддержать тезис автора о необходимости устранения из словаря пометы (церк.). В связи с этим упомянем еще об одном исследовании, посвященном вопросу идеологизации толковых словарей. Мы имеем в виду статью А.П. Сковородниковой "Идеология и толковые словари (лексикографическая фиксация идеологически неоднозначных слов как культурно-речевая проблема)" [5], в которой автор говорит о "затруднениях" и "недоразумениях" в понимании и употреблении "слов с абстрактным значением и варьирующимся (колеблющимся) понятийным содержанием, что особенно характерно для области идеологии" [Там же, с. 8]. В статье не говорится собственно о конфессиональной лексике, но один из выводов, к которому приходит автор, на наш взгляд, верен и в отношении этой части словарного состава русского языка: "... идеологизация <...> создает благоприятную почву для манипулирования сознанием пользователей словарей, что несовместимо с понятием информационной безопасности личности и общества в целом" [5, с. 11]. Некоторое сомнение вызывает другой вывод, к которому приходит автор, а именно его утверждение о том, что "лексикографии нужна не деидеологизация в смысле игнорирования идеологии вообще (это в принципе недостижимо, и такие попытки обеднили бы саму лексикографию), а ее идеологическая плюрализация, т.е. решимость лексикографов стать над идеологией для ее объективного и многозначного отражения в рамках словарной статьи" [Там же]. Если на самом деле окажется невозможным "освободить" толковые словари от влияния идеологии, то, конечно, главная задача здесь будет состоять "в выработке рациональных приемов ее (идеологии, - О.Е.) лексикографического представления" [Там же]. Пометы, в том числе и помета (церк.), используемая МАСом для характеристики церковной лексики, являются одним из приемов "лексикографического представления". Однако реальное содержание и функции данной пометы в словаре никак не раскрываются (в отличие, например, от других помет, таких как (устар.), (стар.), (прост.), (бран.), (разг.), и др.). Прежде всего поэтому возникают вопросы, касающиеся качественного и количественного состава лексики, маркированной как церковная, в частности: вся ли лексика, имеющая какое-либо отношение к церкви (или религии), является церковной; достаточно ли одной пометы для характеристики этой лексики; и, наконец, нужна ли вообще для этих целей какая-либо помета? - не придется ли тогда всю лексику маркировать по признаку принадлежности к той или иной сфере жизнедеятельности (чтобы быть последовательным).

Информационные партнеры

Тихоокеанский государственный университетМинистерство образования и науки Хабаровского краяХабаровский краевой центр новых информационных технологий ТОГУХабаровская краевая образовательная информационная сетьРегиональная база информационных ресурсов для сферы образованияХабаровский краевой образовательный портал «Пайдейя»Хабаровский краевой центр информационных технологий и телекоммуникацийInternational Conference on Nuclear Theory in the Supercomputing EraПортал Хабаровска - Реклама в Хабаровске Первая социальная сеть дачников
Создание сайта в Seogram
Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU