"ПОСМОТРИТЕ, НА КОГО ОН ПОХОЖ!" (К вопросу о речевых тактиках 
  дискредитации) - Научные исследования и инновации в Хабаровском крае
[4]
На главнуюКарта сайтаНаписать письмо
СтатьиРусский язык > "ПОСМОТРИТЕ, НА КОГО ОН ПОХОЖ!" (К вопросу о речевых тактиках дискредитации)

"ПОСМОТРИТЕ, НА КОГО ОН ПОХОЖ!" (К вопросу о речевых тактиках дискредитации)

Исследование речевого поведения с точки зрения коммуникативных стратегий - достаточно новая, но быстро обретающая контуры самостоятельного направления область современной лингвистики. В круг ее интересов входят проблемы речевых жанров, закономерности диалогического взаимодействия, правила речевого общения и этикета [4, 5, 9, 12]. Особое место в этой проблематике занимают вопросы оптимизации речевого воздействия [1, 2, 3, 10, 13], к числу которых следует отнести и анализ дискурсивных стратегий и тактик [5, 6, 8]. Настоящая публикация является продолжением статьи "Паша-"Мерседес", или речевая стратегия дискредитации", в которой рассматривались типы речевых тактик (когнитивные, семантические, прагматические) и речевые приемы дискредитации [7]. Там же приведен анализ двух конкретных тактик оскорбления и издевки: "Он дурак (вор, мошенник, непрофессионал, больной...)" и "У него лицо как блин, и это все, что можно о нем сказать" (речевая тактика 1, далее РТ-1 и речевая тактика 2, далее РТ-2). Список тактик не ограничивается двумя вышеназванными и вообще является открытым, то есть потенциально пополняемым. В данной статье мы рассмотрим еще два частотных тактических хода, цель которых состоит в дискредитации оппонента: речевую тактику "Он похож на..." (РТ-3) и речевую тактику "Он не похож на..., хотя и претендует" (РТ-4). На первый взгляд может показаться, что это "вариации на одну тему" (похож/не похож), однако когнитивная сущность названных тактик различна. РТ-3 "Он похож на..." реализует стратегию когнитивного плана, цель которой состоит в создании желательных для говорящего ассоциаций, сравнений. Это позволяет перенести негативную оценку из одной когнитивной области в другую. В статье "Паша-"Мерседес" подобная тактика иллюстрировалась на примере литературной аллюзии: Чубайс - Барон Мюнхгаузен. В РТ-4 "Он не похож на..., хотя и претендует" также используются литературные и культурно-исторические аллюзии, но их функция иная: она состоит в развенчании притязаний на роль, в блокировании "игры на повышение". РТ-4 "запрещает" слушателю переносить положительную оценку из одной когнитивной области в другую, и в этом заключается ее существенное отличие от РТ-3.

Информационные партнеры

Тихоокеанский государственный университетМинистерство образования и науки Хабаровского краяХабаровский краевой центр новых информационных технологий ТОГУХабаровская краевая образовательная информационная сетьРегиональная база информационных ресурсов для сферы образованияХабаровский краевой образовательный портал «Пайдейя»Хабаровский краевой центр информационных технологий и телекоммуникацийInternational Conference on Nuclear Theory in the Supercomputing EraПортал Хабаровска - Реклама в Хабаровске Первая социальная сеть дачников
Создание сайта в Seogram
Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU