А.Береговских: Градостроительное законодательство «трещит по швам». - Научные исследования и инновации в Хабаровском крае
[4]
На главнуюКарта сайтаНаписать письмо
Новости экономики > А.Береговских: Градостроительное законодательство «трещит по швам».

А.Береговских: Градостроительное законодательство «трещит по швам».

Публикуем полученное нами обращение А.Н.Береговских, руководителя Ассоциации компаний «Град» и Комитета ГИС-Ассоциации по территориальному управлению и градоустройству, посвященное необходимости системной взаимоувязанной разработки нормативных правовых актов в сферах территориального развития, управления недвижимостью и информационным обеспечением этих процессов: Градостроительное законодательство «трещит по швам» — пора принимать меры. Градостроительное законодательство «трещит по швам» территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий и информационного обеспечения. Видимо, изначально построенные авторами действующего Градостроительного кодекса, как независимые инструменты, названные институты управления развитием территории не смогли удержаться в заданных для них позициях. Обрушившийся в последнее время шквал законотворческих инициатив тому убедительный свидетель. Цели, предложенные законопроектами, заслуживают высоких профессиональных оценок и уважения. Анализируя некоторые из поправок, к таким целям можно отнести: — совершенствование процессов территориального планирования, упрощение процедур согласования и создание механизмов преодоления излишних административных барьеров в инвестиционной градостроительной деятельности; — обеспечение единых подходов к управлению территориями и недвижимостью независимо от целевого использования земель; — введение единого классификатора видов разрешенного использования земельных участков во все сферы управления земельными ресурсами; — упорядочение навигационной деятельности за счет обеспечения ее государственного контроля; — создание единого правового информационного пространства за счет создания федеральных ГИС, учитывающих принципы, заложенные в «концепции инфраструктуры пространственных данных». Но, отсутствие системного подхода при продвижении законопроектов, принятие которых направлено на достижение названных целей, ставит под сомнение качество ожидаемых результатов. Предлагаемые поправки вносят изменения в ключевые действующие законы: Градостроительный кодекс РФ; Земельный кодекс РФ; ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; ФЗ «О навигационной деятельности в РФ»; другие законы. Кроме того, к утверждению предлагаются соответствующие подзаконные акты, а некоторые из них приняты в последнее время. Планируемые изменения Градостроительного кодекса не устраняют существующих противоречий в понимании правового статуса решений на уровнях территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий. Не определена «глубина» утверждаемых решений каждым из названных видов документации и степень их зависимости (преемственности) друг от друга. Фундаментом, обеспечивающим устойчивость правовых норм во всех сферах деятельности, связанной с развитием территорий и управления недвижимостью, должна стать единая система терминов и их определений. Мы же видим разночтение по ключевым понятиям, в том числе: — переплетаются и конфликтуют друг с другом «функциональное», «территориальное» и «градостроительное» зонирование; — «улично-дорожная сеть», «элементы планировочной структуры», «территории общего пользования» — основополагающие градостроительные понятия при полном отсутствие в профильном градостроительном законодательстве «всплывают» как бы, между прочим, в поправках к закону о навигационной деятельности и Земельному кодексу; — «красные линии» представлены в трех определениях (действующий Градостроительный кодекс, поправки к нему, поправки в Земельный кодекс) и ни одно из них не разрешает споры и противоречия вокруг важнейшего инструмента регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений; — «проекты межевания территорий», которые по смыслам должны нести межведомственный планировочный характер и устанавливать границы всех земельных участков, независимо от их использования (для застройки, сельского или лесного хозяйства) для обеспечения кадастровых действий и формирования земельных участков в качестве объектов недвижимости, вдруг перебрасываются из градостроительной деятельности в землеустройство, перечеркивая в том числе и уже развитый во многих регионах механизм регулирования земельно-имущественных отношений на застроенных территориях; — «разрешенное использование» и «назначение» земельных участков и объектов капитального строительства также должны нести межведомственный характер, иметь общее для всех определение, единую классификацию и методику применения в различных сферах деятельности (градостроительное проектирование, землеустроительная, лесоустроительная и кадастровая деятельность, и т.д.); — «геоинформационные системы» в градостроительстве, землеустройстве, навигационной деятельности, построении адресной системы также требуют взаимной увязки, общих для всех принципов создания единого информационного пространства, основанного на формировании инфраструктуры пространственных данных; — «единая цифровая картографическая основа», фигурирующая до сих пор в ведомственных документах Минрегионразвития и Минэкономразвития, но не нашедшая отражения в соответствующем законодательстве, также выходит в федеральную правовую сферу только через закон о навигационной деятельности. Приведенные здесь через неясность терминов проблемы, не являются исчерпывающим перечнем нерешенных задач, их намного больше и их не решить все сразу. Но, очень важно попытаться понять «размер бедствия» и хотя бы попытаться разработать путь выхода из сложившегося «терминологического коллапса», в котором возможно и кроется первопричина межведомственной разобщенности, противоречий в управлении территориями и недвижимостью. Мы убеждены, что главной ответственностью и заботой профессионального сообщества, должно стать объединение усилий, направленных на разработку целостного пакета поправок к действующему законодательству. Только утвержденные законом и принятые профессиональными институтами нормы смогут обеспечить непротиворечивость, оптимальность и эффективность механизмов реализации государственной политики в управлении территориями и недвижимостью, добиться целей устойчивого развития государства, процветания бизнеса, защиты прав собственников и граждан на благоприятную среду жизнедеятельности в России. А поэтому, необходимо не только широкое обсуждение уже подготовленных Министерствами законопроектов, но и дальнейшая работа, обеспечивающая системное профессиональное представление о структуре (каркасе) нормативно-правовых основ регулирования деятельности в сферах развития территорий и управления недвижимости. Начать дискуссию предлагаю 1-3 февраля 2011 года на 4-м семинаре градостроительных проектировщиков, а продолжить в рамках деятельности комитетов ГИС-Ассоциации, объединенного Совета Национальной гильдии градостроителей и Гильдии градостроителей и других заинтересованных профессиональных объединений. Исходные данные для обсуждения и подготовки предложений: 1) Накопленный опыт применения норм действующего федерального законодательства, региональных законов и актов местного самоуправления, выявленные противоречия в ходе подготовки и реализации градостроительной документации, научно-исследовательские разработки юридических и физических лиц, направленные на совершенствование деятельности в сфере управления развитием территорий. 2) Законопроекты: — Проект № 369212-5 ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий»; — Проект ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка предоставления земельных участков и определения порядка их разрешенного использования»; — Проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон »О навигационной деятельности« и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; — Проект приказа Министра экономического развития об утверждении «Классификатора видов разрешенного использования земельных участков». 3) Опубликованные ранее на сайте ГИС-Ассоциации материалы по внесению изменений в обсуждаемые законопроекты.

Информационные партнеры

Тихоокеанский государственный университетМинистерство образования и науки Хабаровского краяХабаровский краевой центр новых информационных технологий ТОГУХабаровская краевая образовательная информационная сетьРегиональная база информационных ресурсов для сферы образованияХабаровский краевой образовательный портал «Пайдейя»Хабаровский краевой центр информационных технологий и телекоммуникацийInternational Conference on Nuclear Theory in the Supercomputing EraПортал Хабаровска - Реклама в Хабаровске Первая социальная сеть дачников
Создание сайта в Seogram
Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU